Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сфера профессиональной ориентации старшеклассников достаточно злободневная и очень обширная. Подростам достаточно трудно сориентироваться в разнообразии тысяч интереснейших специальностей.
Выбор будущей профессии, как известно, является начальным и самым важным этапом профессионального самоопределения будущего специалиста. К сожалению, выбор профессии, зачастую случаен и происходит под влиянием внешних причин, поэтому большинство школьников остро нуждаются в помощи при выборе профессии. Проблема осознанного выбора профессии не исчерпывается только ознакомлением с миром профессий, как бы хорошо оно ни было поставлено. Школьнику необходимо разобраться в своих интересах и склонностях, быть уверенным в своих способностях - все это часто ставит молодых людей в тупик, самостоятельно решить эти вопросы может далеко не каждый.
Однако, выбор профессии не может основываться только на способностях человека. Профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения, человек выбирает те профессии, которые отвечают сложившимся у него представлениям о самом себе, те, в которых он может самоутвердиться.
Специфика профориентационной работы по профотбору, профессиональному самоопределению учащихся, ставя целью не только предоставление информации о мире профессий, но и личностное развитие учащихся, формирование у них способности соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями профессий.
В этой связи, цель работы психолога по профориентированию учащихся рассмотреть какие качества индивида навыки умения и интеллектуальные способности требуются в той или иной профессии. И соответственно помочь сориентироваться в мире профессий подростку, исходя из их индивидуальных качеств.
Основная задача профориентации помочь учащемуся определить качества, которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить, а для этого необходимо применение группы методов профконсультирования:
Важнейшим направлением работы является помощь учащимся в создании мотивационной и ценностно-нравственной основы самоопределения, именно в психологическом смысле.
Актуальность исследования профессионального самоопределения, как процесса выбора личностью профессии и самореализации в ней, обусловлена выраженным практическим запросом, который сформировался в условиях проявления экономической нестабильности, сотен изменений происходящих в России, а также с развитием рынка труда, переориентаций производства, исчезновением одних профессий и появлением других. А для периода ранней юности профессиональное самоопределение является новым этапом в формировании у юношей и девушек осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной будущей жизни.
Цель работы - рассмотрение проблем профессионального самоопределения учащихся старших классов.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения в учащихся старших классов.
Предмет исследования: влияние профориентационной работы на выбор профессии старшеклассников.
Для достижения поставленных целей исследования необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы профессионального самоопределения учащихся старших классов.
2) Рассмотреть различные типы субъектной регуляции деятельности, влияющие на формирование профессионального самоопределения учащихся старших классов.
3) Исследовать влияние типов субъектной регуляции деятельности на формирование профессионального самоопределения учащихся старших классов.
Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы; экспериментальный метод, контент-анализ, опрос.
Теоретическую основу исследования составляют теоретические положения, изложенные в трудах следующих авторов: Е.А.Климова, Н.С. Пряжникова, Т.В.Кудрявцева, Е.М. Борисовой, И.М. Кондакова, А.В. Сухарева, Г.С. Прыгина, А.К. Осницкого и др.
Гипотеза: различные типы субъектной регуляции деятельности значительно влияют на профессиональное самоопределение учащихся старших классов.
База исследования: исследование проводилось с учащимися 10-х классов МАУ средней общеобразовательной школы № 16 г. Екатеринбурга 30 человек в возрасте 15-16 лет.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть полезны в профориентационной работе с учащимися старших классов.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения учащихся старших классов
1.1. Понятие и факторы профессионального самоопределения учащихся старших классов
Особенность периода профессионального самоопределения совпадает с периодом, когда учащиеся старших классов, школьники в возрасте 14-17 лет вступают в новую социальную ситуацию развития при переходе из среднего школьного звена в старшее звено. Эту ситуацию характеризует перспективная направленность, а в частности: на выбор образа жизни, профессии, социальных групповых стандартов и др. Необходимость выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. В этих обстоятельствах старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии.
Так, определенность выбора профессии и его устойчивость рассматриваются М.Р. Гинзбургом как два критерия. Первый показатель - «определенность будущего», которая является основным показателем, характеризующим смысловое будущее старшеклассника. Второй показатель - «валентность» - связывает ценностную насыщенность эмоциональной привлекательности и активности смыслового будущего. [3]
Учащиеся старших классов как участники учебного процесса в виду специфики особенностей ситуации развития, в которой они находится, характеризуются качественно новым содержанием учебной деятельности. Поскольку, вместе с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в учебных предметах, появляются социальные и личные внешние мотивы, наибольшие из которых мотивы достижения. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, так как для старшеклассника сама учебная деятельность - средство реализации перспективных жизненных планов. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует немногих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат.
Готовность школьника к профессиональному и личностному самоопределению включает совокупность ценностных ориентаций, явно выраженные профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания. Все перечисленное представляет собой завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность молодых людей. В этом возрасте на базе стремления подростка к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания.
Для того, чтобы раскрыть понятие «профессиональное самоопределение», дадим понятие профессии.
Профессия представляется как род трудовой деятельности или занятий субъекта, владеющего системой определенных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в итоге специальной подготовки и опыта работы.[1]
Проблемы профессионального самоопределения начинает осознанно волновать школьников в период 14 – 15 лет. Согласно проводимым нами исследованиям лишь 25 % ребят этого возраста имеют твёрдые профессиональные планы. При этом, ровно столько же вообще не задумываются еще о своих профессиональных перспективах. Около 50% школьников сомневаются в своём выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это, действительно, серьёзная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать.
Как показал анализ теоретических источников, профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего, но при этом, можно выделить принципиальные отличия. Так, профессиональное самоопределение более конкретное, его проще оформить официально (например, получить диплом и др.); личностное самоопределение более сложное понятие. При этом, профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение – от самого человека.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ананьева, Т.В. Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения старших подростков // Методист. - 2009. - № 3. - С.53-55.
2.Бобровская А.Н. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В. Д. Симоненко, Волгоград: Учитель, 2007.
3.Буракова, М.Г. Профессиональное самоопределение // Педагогическая диагностика. - 2009. - № 4. - С.39-46.
4.Григорьева М. Р. Подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям, Волгоград, 2008.
5.Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие, М., Просвещение, 2007.
6.Долматова, С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта / С.В. Долматова. Материалы научн. конференции. - М.: Норма, 2014. - 385 с.
7. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2012. - 248 с.
8. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 234 с.
9. Иванова, Е.Н. Исследовательская деятельность гимназистов как условие их саморазвития и профессионального самоопределения // Одаренный ребенок. - 2009. - № 1. - С.60-65.
10. Ионина, Н.Г. О профессиональном самоопределении старшеклассников // Биология в школе. - 2010. - № 3. - С.47-53.
11. Криволапова, Н.А. Роль социально-педагогического подхода в профессиональном самоопределении сельских школьников // Директор сельской школы. - 2008. - № 3. - С.44-51.
12. Криволапова, Н.А. Профессиональное самоопределение обучающихся в новых социальных условиях // Директор сельской школы. - 2009. - № 3. - С.70-86
13. Махаева, О.А. Я выбираю профессию. // О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. М.: Аспект Пресс, 2010. - 215 с.
14.Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. / Н.С. Пряжников. - М.: Наука, 2012. - 390 с.
15.Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений./ Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2015. - 496 с.
16.Пряжников, Н. Лекции, игры, упражнения и другие способы заинтересовать школьников профессиональным самоопределением // Директор школы. - 2008. - № 6. - С.84-89.
17.Покровская, А.В. Проектная деятельность как фактор профессионального самоопределения выпускников // Воспитание школьников. - 2009. - № 10. - С.17-22.
18.Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов- М.: Владос - пресс, 2013. - 384 с.
19.Сухотенко, О.Н. Ступени профессионального выбора / О.Н. Сухотенко /Школа и производство. - 2014.- № 3. - С. 28.
20.Симонян, Р. Профессиональное самоопределение учеников малокомплектной школы // Народное образование. - 2007. - № 7. - С.96-98. - См. также //НО. 2007.№ 6.С.239.
21.Славгородская, М.В. Профессиональное самоопределение школьников с ограниченными возможностями // Профильная школа. - 2008. - № 2. - С.34-38
22.Слукина, Т.Л. Профессиональное самоопределение выпускников школы в процессе профильного обучения: анализ результатов, пути решения проблем // Управление качеством образования. - 2009. - № 1. - С.70-75.
23.Тоисеева, О.С. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением // Народное образование. - 2010. - № 1. - С.258-260.
24.Чахлова, Г.А. Профессиональное самоопределение современного выпускника сельской школы // Профильная школа. - 2009. - № 1. - С.54-58.